фотограф. самопознание

Пётр ОСТАФЬЕВ к.и.

Анри Картье-Брессону (Henri Cartier-Bresson) принадлежит следующая формулировка : «Все фотографы делятся на две категории — одни придумывают ситуацию, другие наблюдают жизнь. Я отношусь ко второй категории».
На этой  своей принадлежности Брессон настаивал всегда. Даже, нарочито печатал снимки в формат кадра  с сохранением границ кадрового окна на плёнке в экспозиционном отпечатке, чтобы все видели, — даже, кадрирование отсутствует.
Таким образом, один из величайших фотографов мира становился на сторону т.н. ПРЯМОЙ фотографии.
Можно спросить:

— а, какая ещё может быть фотография, если она и родилась как средство документальной фиксации реальности?
Честно говоря, если пренебречь свойственной нашему веку политкорректностью, любую иную фотографию следует назвать ИММУТАТИВНОЙ фотографией от латинского immutatio – модифиикация, чтобы не сразу возникала ассоциация с неприятной аббревиатурой «ГМО».
Неприятного в ИММУТАТИВНОЙ фотографии нет, но сущность её схожа с ГМО. Ничего не поделаешь: там и там, в природу вплетены чужиее гены.
Оставим кусающиеся синие помидоры вне нашего внимания и вернёмся к фотографии. Чьи же «гены» туда инкорпорированы?
Собственно всё началось, как и положено, с самого начала. Как известно, у того, что позже соединилось под крышей термина ФОТОГРАФИЯ было несколько отцов.
Один из первых известных отцов, Жозеф Ньепс (Joseph Nicéphore Niépce. 1765 — 1833), назвал свой способ фиксации изображения ГЕЛИОГРАФИЕЙ и рассматривал его, как обеспечивающий возможность, прежде всего, тиражировать получаемые снимки действительности.
А, вот принявший из его рук эстафету , и куда более широко известный Луи Жак Дагер (Louis Jacques Mandé Daguerre 1787-1851), был художник и первые ДАГЕРОТИПИИ представляют собой «снимки» гипсовых фигур на фоне традиционных натюрмортных драпировок.
Уильям Тальбот (William Henry Fox Talbot; 31 января (1800-1877), ещё один соавтор будущей фотографии и автор метода фиксации изображения, вошедшего в историю под наименованием, КАЛОТИПИЯ (от греческого καλός «красивый» и τύπος «отпечаток»), признавался, что его подвигло на изобретение давнее желание запечатлеть красоты природы, которое он до этого не мог осуществить из-за неумения рисовать.
Вот такая путаница мотиваций. Нивелировало ОТЦОВ техническое несовершенство всех этих методов.
Между прочим, экспозиция одного из известных  снимков Ньепса длилась восемь часов, что на довольно длительное время определило победу «ХУДОЖНИКОВ», немного компенсированную применением металлических фиксаторов для портретируемого.
Пейзажи, тоже, были «художественными» – с размытыми деревьями.
Техника не стояла на месте, чувствительность материалов росла, экспозиция пришла к нескольким секундам, но… «художники» не унимались. Фотография многим дала возможность реализовать свои творческие замыслы, позволяя довольно легко создавать «картины», на написание которых обычные художники затрачивали годы.
Рука об руку шли выпускник Академии Художеств, Карелин, фотографировавший то, что мог бы нарисовать или написать, используя ту же методику «работы с натуры». Но используя фотокамеру, он мог куда быстрее копировать придуманные им композиции, в которых широко использовал или натурщиков, и, даже, членов семьи.

Таковы, например, его фото-композиции «Милостыня», «Любительницы гравюр» «Путешественники», и многие другие.

«Любительницы гравюр»

Случались, разного рода, забавные примеры, неизбежно возникающие при становлении чего-либо нового. Курбёзы, порой, опережали время.
Чего стоит, только, шведо-британец Рейландер (Oscar Gustave Rejlander, 1813-1875), формальный предтеча коммерческого плаката.

Поначалу, взяв несколько уроков техники фотографии, он пытался создавать фотографические повторения и вариации отдельных фигур и композиций из работ живописцев прошлого как фотографический эквивалент живописи (не напоминает недавний шумноуспешный проект, но с меньшим налётом попсы?).
Затем, стал не просто обряжать натурщиков в античные одежды, но, отпечатав их, вырезал, выклеивал многофигурные композиции, ретушировал места склеек, репродуцировал полученный оригинал и пускал небольшой фото-тираж в продажу.

Oscar Gustave Rejlander. «Два пути жизни» (Two Ways of Life)

Во, как…
Но, всё-таки, «пришёл Модернизм». В целом венке из войн, больших и малых. Потребовался технический прогресс и репортаж. А это – ПРЯМАЯ фотография, где фотограф запечатлевает то, что видит, не вмешиваясь в окружающую действительность и не придумывая, не моделируя ситуаций.

 WW I. Прямая фотография в бою.

Великий и ужасный Зигфрид Кракауэр (Siegfried Kracauer, 1889-1966) высказался , примерно так: «фотография тяготеет к неинсценированной действительности. … … Случайные события-лучшая пища для фотографии»

Заодно, МОДЕРНИЗМ, с такой его составляющей, как борьба теорий, «развёл всех по углам» и разъяснил, отчего А. Карелин, с его Академией в анамнезе – художник, а не фотограф, как и Рейландер, в отличии от М.П. Дмитриева, или Каррика, с его, пусть, и, несколько, жанровыми «типами». Позже, художником был такой человек с фотоаппаратом, как Александр Родченко…
Модернизм сформулировал МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗЛИЧИЕ фотографии и безоптического изобразительного искусства.
Метод работы художника – СИНТЕЗ.  Художник пытается понять ускользающую логику визуального мира и, не поняв до конца, но что-то нащупав, создаёт из, показавшихся ему наиболее значимыми фрагментов картину этого мира, по сути, материализуя свои представления.

Henri Matiss. «Музыка»

Методом ФОТОГРАФА является АНАЛИЗ. Наблюдая мир, ограниченный рамкой визира, фотограф анализирует это внутрирамочное пространство (пространство кадра), и когда его (фотографа) представления о объекте, как ему кажется, совпадают с увиденным, фиксирует происходяшее.
Межу этими двумя методами умещается всё пространство стыка традиционного изобразительного искусства и фотографии.

Появление цифровых технологий мало что изменило по сути. Существуют цифровые художники и мастера ПРЯМОЙ и ИММУТАТИВНОЙ цифровой фотографии, все эти фотографы-художники, fation фотографы, фотографики (адепты Photoshop и подобных программ, включая, кстати, увлечение рубежа XIX-XX столетий – пикториализм, который мы немного упустили из вида)

Я позавидовал бы художнику – у него ясность.
Попытки, в той, или иной форме, скопировать мир, без всякого сомнения, вносят колебания в умы творцов.
Более полутора веков не подарили им спокойствия и внутренней гармонии, которой обладал, уже, живописец XVI века.

Дай Бог гармони!

 


  • Буринский В. Ф. Дагерр и Ниэпс, их жизнь и открытия в связи с историей развития фотографии : биографические и популярно-научные очерки. — СПб., 1893;
  • Евгенов С. В., Дагер, Ньепс, Тальбот. Популярный очерк об изобретателях фотографии. — М., 1938;
  • Сапаров М. А. Импрессионизм и фотография // Материалы научной конференции, посвященной первой выставке импрессионистов. Государственный Эрмитаж. 22-23 октября 1974 г. — Л.:1974;
  • Р. Арнхейм. Искусство и визуальное — М.: Прогресс, 1997;
  • Pictorialism: hidden modernism: photography 1896-1916/ Annette Kicken a.o. Vienna: Georg Karl Fine Arts; Berlin: Galerie Kicken, 2008;
  • Тихое сопротивление: русский пикториализм 1900-1930-х/ Елена Мисланди, Ольга Свиблова. М.: ГУК, 2005;
  • Новая история фотографии / Под ред. Мишеля Фризо. Пер. с франц. — СПб.: Machina; Андрей Наследников, 2008;
  • Зигфрид Кракауэр. Природа фильма: Реабилитация физической реальности. М.: Искусство, 1974;
  • Ерохин С.В. Эстетика цифрового изобразительного искусства. — Алетейя, 2010;