2018. февраль


Два года назад, в эти дни конца февраля шумно праздновалось стосорокалетие уникального учебного заведения. МУХИ.
В 1876 году (в феврале) по указу Александра II и на средства, пожертвованные банкиром и промышленником бароном Александром Людвиговичем Штиглицем (1814 -1884), основано Центральное училище технического рисования (Центральное рисовальное училище барона Штиглица).
Большую роль в становлении этого учебного заведения сыграл видный государственный деятель, зять барона Штиглица, Александр Александрович Половцов (1832 – 1909).

Здание, спроектировано первым директором этого учебного заведения — архитектором М. Е. Месмахером.Учебный корпус построен первым. Он заложен в 1878, при Александре II, открыт в декабре 1881, уже в царствование Александра Александровича, в присутствии Высочайших особ, что естественно, учитывая уникальность созданного учебного корпуса. В его же царствование приступили к строительству музея училища.
Лишь через  одиннадцать лет, 30 апреля 1896 года Торжественное открытие музея состоялось.

Церемонию открытия своим присутствием почтила царская семья. Эта церемония стала одним из заметных культурных событий в Санкт-Петербурге, а современники сравнивали здание с двумя постройками венецианского зодчего эпохи Возрождения Д. Сансовино: палаццо Корнер делла Ка Гранде и библиотекой Сан Марко в Венеции.
Трудно представить, но в его Большом зале проходили блистательные выставки объединения «Мир искусства» (1898), «Историческая выставка предметов искусства» (1904), «Выставка церковной старины» (1915) и многие другие.
Музей становится одним из важнейших элементов эстетического воспитания будущих художников.
Максимилиану Егоровичу Месмахеру удалось создать действительно, выдающееся здание.

В августе 1915 года Совет Училища принимает решение о временном предоставлении помещений музея Российскому обществу Красного Креста для устройства в них мастерских по изготовлению противогазов для действующей армии и перевязочных средств.
После революции училище Штиглица, как и другие учебные заведения той поры, переживает реформы. Сначала, оно становится Высшим училищем декоративных искусств и, наконец, в конце 1918 года оно реорганизуется в Государственные трудовые учебные мастерские декоративных искусств.
В 1922 году училище стало составной частью Петроградского ВХУТЕИНа,
Весной 1923 года Совет по делам музеев Петроградского управления научно-художественными учреждениями (ПУНУ) решил вопрос о переходе музея Училища из ведения Академии художеств в подчинение ПУНУ, а, уже, осенью того же года был подписан акт передачи музея «со всеми коллекциями, значащимися в инвентарных книгах» Государственному Эрмитажу. В Питере появился филиал Эрмитажа — бывший музей Училища Штирлица. Музей, на коллекцию которого изначально было потрачено около 5 000 000 рублей к тому времени, в силу революционных обстоятельств, нужно отметить, чрезвычайно пополнился.

А, в 1924 году наступила пауза — Государственные художественно-промышленные мастерские перестали существовать, как самостоятельное учебное заведение. Остался,только, филиал Эрмитажа.

В самом начале войны от взрывной волны осыпался стеклянный купол Большого выставочного зала, значительный ущерб был причинен зданию от прямых попаданий двух снарядов и авиабомб. Эрмитаж, весной 1942 года, начал перевозить тысячи предметов прикладного искусства в Главное здание на Дворцовой.
После прорыва блокады, зимой 1943 года, было принято решение об открытии на базе бывшего Училища Штиглица училища по архитектурной отделке зданий для подготовки мастеров-реставраторов: мраморщиков, лепщиков, мозаичистов, краснодеревщиков, живописцев, так необходимых после Победы.

5 февраля 1945 года Совет народных комиссаров СССР принял постановление о воссоздании в Ленинграде художественно-промышленного училища.
В 1949 году оно становится высшим учебным заведением, а в 1953 году ему присвоено имя народного художника СССР, скульптора В.И.Мухиной.
Музею, кстати, воссозданному одновременно с училищем была возвращена часть его коллекции из Эрмитажа и Русского музея, а также была осуществлена передача предметов искусства из других музейных организаций: Музея истории религии и атеизма, Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В.Щусева, музея Московского института прикладного и декоративного искусства.
Так и появилась в воздухе Петербуога-Петрограда-Ленинграда волшебная МУХА…

Сорок с лишним лет прожила Муха, подготовила тысячи художников и пройдя через новую эпоху переименований, превратилась в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию. 27 декабря 2006 года академии присвоено имя А. Л. Штирлица. Проблем всё это не убавило. Над училищем-академией бродят бюрократические тучи, но сегодня, не об этом.

Для молодежи это Академия, а, для людей, живущих с этим учебным заведением более сорока дет, просто, касавшихся его, это — МУХА. По-прежнему волшебная.
Всё это написано, чтобы показать кусочек волшебных крылышек МУХИ, удивительного комплекса, созданного художниками для художников. Посмотрите, какой дурак тот, кто не учится здесь.

P.S. Пусть простят нас люди, чьи фотоснимки использовали без указания авторства, единственно, за невозможностью его установить.
На снимках преподавателей, как мы считаем, на первой, вероятно, относящейся к рубежу нулевых и десятых годов нынешнего века, запечатлены Василий Сергеевич Муравьев-Амурский, много лет возглавлявший кафедру графического дизайна и Валерий Георгиевич Бандорин, руководивший кафедрой промышленного дизайна.
На втором фото, по всей видимости, дивная кафедра рисунка (сидит в первом ряду замечательный Дмитрий Александрович Шувалов)…  С датировкой этого снимка мы  теряемся, скорее, это близко к грани 70-х, 80-х годов века прошлого.


2018 март