2018. март

 


потеря

14 марта 2018 г. ушел из жизни заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств, известный художник-монументалист
Никита Всеволодович Медведев  (1950-2018).

В 1973 г. он окончил МВХПУ (б. Строгановское). Член Союза художников с 1983 г. Лауреат премии Москвы (1996). Постоянный участник выставок в стране и за рубежом. Его живописные работы всегда были украшением московских выставок. Он был автором произведений монументально-декоративного искусства (росписи, мозаики, витражи) для общественных зданий в Москве. Работы художника находятся в фондах Министерства культуры РФ, в музеях Архангельска, Иванова, Переславля-Залесского, Ярославля и др., в частных коллекциях в стране и за рубежом.

Правление Московского Союза художников выражает искренние, глубокие соболезнования родным и близким художника.

Отпевание будет проходить в субботу 17 марта в 11 час. в храме Большого Вознесения у Никитских ворот (Б. Никитская ул., 36).


ГМИИ имени А. С. Пушкина, 26 марта — 22 июля 2018 г.
Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции «ЭПОХА РЕМБРАНДТА И  ВЕРМЕЕРА. ШЕДЕВРЫ ЛЕЙДЕНСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ»

ГМИИ им. А.С. Пушкина, при финансовой поддержке Сбербанка РФ, впервые в России представит выставку шедевров Лейденской коллекции Томаса С. Каплана и его супруги Дафны Реканати-Каплан — одного из крупнейших и наиболее значимых в мире частных собраний голландской живописи XVII века.
Экспозицию составят восемьдесят два произведения (восемьдесят картин и два рисунка) ни одно из которых никогда ранее не выставлялось в России.
Выставка посвящена Лейдену и сформировавшемся вокруг него художественном сообществе.
Экспозиция проливает свет на истоки творчества Рембрандта, о его отношениях с соперниками и соратниками, а также о тех живописных традициях, которые сложились в Голландии в XVII веке.
Экспонаты выставки и сам факт её проведения, отражают глубокий интерес к голландскому искусству, существующий в России на протяжении более трехсот лет.

Посетители увидят шедевры Рембрандта Харменса ван Рейна (двенадцать живописных творений и один рисунок), Яна Вермеера Делфтского и Карела Фабрициуса (по одной работе), Франса Халса (две работы), Геррита Дау (девять работ), Яна Ливенса (четыре работы) и других выдающихся современников.
Кроме этого,  будет экспонирован рисунок Леонардо да Винчи, творчество которого не принадлежит к искусству Голландии, но чьё небольшое произведение является жемчужиной представляемой Лейденской коллекции.

Томас Каплан с юных лет восхищался творениями Рембрандта и мастеров голландского золотого века. Тем не менее лишь в 2003 году он узнал, что далеко не все шедевры столь любимой им эпохи, включая работы самого Рембрандта, находятся в музеях и что многие из них доступны на художественном рынке. С этого момента он совместно с супругой начал свою невероятно амбициозную коллекционерскую деятельность.
Рембрандт, Халс и Вермеер — знаковые фигуры голландского золотого века, внесшие огромный вклад в развитие искусства последующих столетий. Страстно влюбленные в творения Рембрандта и мастеров его времени (отсюда название собрания — Лейденская коллекция), супруги Каплан благодаря неустанным поискам, основанным не только на имеющихся финансовых возможностях, но и на исключительно счастливой коллекционерской удаче, за сравнительно короткий срок стали обладателями удивительной по художественной значимости подборки произведений голландской живописи XVII столетия.

Томас и Дафна Каплан приобрели практически все аутентичные живописные произведения Рембрандта, которые изредка появлялись на международном антикварном рынке на протяжении последних 15 лет. И не только Рембрандта, но и многих его современников. В наше время, когда творения гениев старого (классического) искусства уже давно распределены между крупнейшими музеями и частными собраниями, имеющими глубокие исторические корни, супруги Каплан предприняли и успешно осуществили, казалось бы, несбыточный проект: собрать с нуля представительную и разнообразную по тематике коллекцию картин Рембрандта, Франса Халса, Яна Вермеера Делфтского и многочисленных камерных произведений лейденских мастеров — представителей так называемого fijnschilderei (тонкой живописи).
Лейденская коллекция, ядро которой составляет собрание работ Рембрандта, по своим масштабу и насыщенности уступает разве что ведущим национальным музеям мира. Посетителям обещают знакомство с шедеврами раннего, лейденского периода творчества Рембрандта из серии аллегорий чувств: «Извлечение камня глупости (Аллегория осязания)», «Три музыканта (Аллегория слуха)» и недавняя находка — «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)», самая ранняя из работ, подписанных художником.
Зрелый период творчества Рембрандта, связанный с работой в Амстердаме, представлен «Портретом мужчины в красном дублете», «Девушкой в расшитой золотом накидке», «Автопортретом с затененными глазами».

Зрители увидят также знаменитую «Минерву», которая относится к ряду стилистически схожих работ, написанных Рембрандтом в период с 1633 по 1635 год и в настоящий момент принадлежащих Эрмитажу (Санкт-Петербург), Музею Прадо (Мадрид) и Музею Метрополитен (Нью-Йорк).
На выставке будет показана картина «Девушка за вёрджинелом» Яна Вермеера Делфтского, работы которого встречаются крайне редко. Это произведение — единственная работа зрелого периода творчества великого мастера, которая до сих пор находится в частной коллекции. В мире известно всего тридцать шесть произведений художника, и у зрителей есть уникальная возможность увидеть одно из них, поскольку творения мастера не представлены в собраниях российских музеев. Эта поздняя картина предположительно написана на холсте из того же рулона, что и другая работа Вермеера — «Кружевница», представленная в постоянной экспозиции Лувра.

Кроме того, выставка включает работы современников Рембрандта: его учителя Питера Ластмана, друга и коллеги Яна Ливенса, с которым он делил в Лейдене одну мастерскую.
Представлены работы Геррита Дау, одного из первых и самых известных учеников мастера, а также Франса ван Мириса Старшего, Герарда Терборха, Габриэла Метсю. Посетители увидят уникальную картину «Явление ангела Агари», написанную Карелом Фабрициусом. Это одна из всего лишь шестнадцати работ художника, сохранившихся до наших дней.
Харлемский живописец Франс Халс известен в первую очередь как мастер оригинальных портретов, на которых в выразительной и свободной манере запечатлены представители различных слоев общества, в том числе купцы, священнослужители и военные. В ГМИИ им. А.С. Пушкина будут показаны «Портрет Самюэла Ампцинга» и «Портрет Конрада Витора».
Работы всех этих художников были одними из самых востребованных в Европе не только в свою эпоху, но и много позже.

Ценным дополнением экспозиции являются два рисунка с изображениями животных. Один из них, на котором представлен молодой лев, принадлежит Рембрандту, другой, «Голова медведя» — Леонардо да Винчи.

В общем, посещение этой выставки обещает оставить называемые впечатления.

Кураторы выставки:
Вадим Садков, заведующий отделом искусства старых мастеров ГМИИ имени А. С. Пушкина;
Лара Ягер-Красселт, куратор Лейденской коллекции

(использованы материалы официального пресс-релиза)

Выставка будет проведена в Главном здании ГМИИ имени А. С. Пушкина, с 26 марта по 22 июля 2018 г.
Москва, Волхонка, 12
пн: выходной день.
вт, ср, сб, вс: 11:00 — 20:00
чт, пт:  11:00 — 21:00


2018 апрель