2018. январь
Виктор АЛЕКСАНДРОВ
ОПЫТ РЕЦЕНЗИИ. «ЧЕЛОВЕК И ЕГО СОБАКА». РЕМЕЙК ЛИ?
Un homme et son chien… «Человек и его собака». Почему то, нам захотелось написать об этом фильме.
Да, нам известно, что это ремейк ленты 1952 года Umberto D. Знаменитого Витторио Де Сика (Vittorio Domenico Stanislao Gaetano Sorano De Sica) и в принципе довольно точный ремейк, детали, отличающие Un homme et son chien в ходе развития сюжета не принципиальны.
Самостоятельно решена предфинальная сцена, кульминация фильма. И, конечно, как и, наверное, большинству зрителей после 45 радостно видеть на экране Жан-Поля Бельмондо (Jean-Paul Belmondo).
Этот актёр никогда не был кинематографическим красавцем (подобно Alain Delon), не всегда снимался в лентах с претензией на большое кино, но до чего же очаровательны, даже, проходные его персонажи.
Актёру трудно. На съемках ему семьдесят четыре года и тяжелейший инсульт за плечами. Собственно. Мы видим Belmondo идущим всего секунд сорок за весь фильм. Он вынужден стоять, сидеть, лежать, но ходить он, скорее всего, не может.
Наверное, это последняя роль актёра. В 2013 году Клод Лелуш (Claude Lelouch) собирался снимать и, вроде, даже, снимал ленту Les Bandits manchots («Однорукие бандиты») с Belmondo в главной роли, но что случилось с этим проектом не знает никто. Фильм не выходил и заявлений по этому поводу не было. А, в 2015 году последовало заявление о завершении карьеры Jean-Paul Belmondo…
Так что, всё-таки, скорее всего, именно этот фильм — последняя встреча зрителя с актёром. Безусловно, это это делает не очень весёлую историю, еще, несколько более грустной.
И Jean-Paul очень трудно, и история – не À bout de souffle («На последнем дыхании»), и Francis Huster (Франсис Юстер – автор сценария и режиссёр фильма) – не Jean-Luc Godard…
И, тем не менее, этот фильм есть.
Конечно, конечно же – это встреча с Jean-Paul Belmondo. Старым и очень больным Belmondo, что делает эту встречу терпкой как последний глоток.
Сюжет известен и, как мы писали, в основном, довольно точно повторяет Umberto D.
Согласно Википедии, это выглядит так:
«74-летний пенсионер Шарль изгнан из дома вдовой Жанной (в прошлом — его сожительницей), которая объявляет о своём новом замужестве. За стариком ухаживает служанка Жанны Лейла; она беременна, но будущий отец отказывается признать будущего ребёнка. Однако Шарлю удается помочь Лейле. Шарль остаётся на улице без средств к существованию. Гордость мешает ему просить милостыню. Он покинут всеми, кроме своего пса, которого зовёт просто — Моя Собака. В отчаянии старик решает покончить с собой, бросившись под поезд, но преданность пса спасает ему жизнь…»
«Отожмём» лишнее: Старик изгнан своей сожительницей, желающей построить жизнь, в которую не вписывается ставший старым и больным бывший возлюбленный. В мире у старика есть только один друг — его беспородная собака.
Оказавшись на улице, некогда сильный мужчина растерялся и, в конце концов, принял решение покончить самоубийством.
Есть проблема – друг. Пристроить его не удалось и старик решает бросить его, чтобы в одиночестве завершить путь…
Вот тут происходит то, чего нет у Витторио Де Сика в Umberto D. И, что, в одну минуту, делает этот не великий фильм лучше и выше творения De Sica, где герои в финале, вновь обретя друг друга, ищут свою дорогу в новой жизни.
Пусть читатель простит нам некоторую излишнюю «техничность» описания.
Итак, Charles (герой Jean-Paul Belmondo) приходит на вокзал, понимая, что денег на билет, куда бы то ни было, у него нет.
Заметив, что Его Собака увлеклась общением с каким-то пассажиром, Charles принимает решение и, насколько возможно в его положении, быстро покидает пассажирскую зону вокзала, направляясь на железнодорожные пути, к тоннелю, откуда должен вылететь поезд. Charles бросает трость и, уперевшись нетвердыми ногами в ржавую землю междурельсья, готовится к последнему мгновению.
Однако, Его Собака, замечает отсутствие друга и, бросившись по следу, без особого труда находит Charles, стоящего у жерла тоннеля. Огни поезда, уже видны в его темноте.
Charles нужно сосредоточится в свой последний миг, но собака прыгает и лает у самого рельса.
Старик пытается прогнать её, но пёс не слушается и продолжает свою собачью истерику.
Charles не хотел умирать на глазах единственного друга, хотел избавить верное создание от страданий, связанных с его гибелью, но делать нечего, бег поезда неумолим.
Charles делает знак собаке подойти и вскочить ему на руки, нам кажется, Charles решил, что друзья должны умереть вместе. Поезд готов ударить их своей железной грудью…
Но это не так. В миг до удара локомотива Charles приводит в исполнение свой последний рассчёт, он отбрасывает животное в сторону…
Рассчёт оказывается неверным для больного, слабого старика. Толчок, которым Charles отправляет своего друга жить, имеет и обратное действие: не удержавшись на больных ногах, Charles опрокидывается в противоположную сторону, по другую сторону путей. Страшная сила экспресса пронзает воздух между друзьями. Charles в грязи. Он жив и плачет, как плачет человек искренне хотевший умереть, но, к собственному изумлению. сохранивший жизнь…
Они сидят на скамейке в глубине темнеющего под вечер сквера. Они голодны и грязны. Они молчат. Впереди трудно. Они живы.
Вот такой финал этой последней ленты великолепного Jean-Paul Belmondo. Здесь забываешь о полутора часах, проведённых в мыслях о постаревшем Belmondo, о времени и о себе.
Поэтому, нам представляется, что несмотря на появление в эпизодах Мишлин Прель (Micheline Presle), Жана-Марка Тибо (Jean-Marc Thibault), Робера Оссейна (Robert Hossein), Эмманюэль Рива (Emmanuelle Riva), Франсуазу Фабиан (FrançoiseFabian), а также Макса фон Сюдова (Carl Adolf «Max» von Sydow) и Даниэля Ольбрыхски (Daniel Olbrychski) – знаковых фигур кинематографа второй половины двадцатого века, фильм не становится «похоронами эпохи», как кажется многим, нет, Francis Huster таким кастингом придал несложной, как кажется, ленте дополнительную глубину, ощущение вечности простого сюжета.
Финал, поднимает героев фильма и нас до высот религиозной христианской мысли. Ты любишь кого-то, верен ему так, что готов умереть вместе, он поймёт это и попытается спасти тебя, тем самым спася и себя. В этой любви бессмертны оба.
Жертвенность выше эгоизма. Отдавая — приобретаешь, унижаясь — возвысишься, плачешь — утешишься. Пожалеешь себя — погибнешь, пожалеешь других и отдашь все, что есть у тебя, и даже душу свою — спасён будешь.
Все эти знаковые актёры достойны того, чтобы поучаствовать в свидетельствовании истины.
«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» Ин. 15, 12.
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» Ин. 15:13 (Евангелие от Иоанна)
Спасибо Francis Huster. Спасибо Jean-Paul Belmondo.