ещё о московской школе живописи

Московский Cоюз художников, Товарищество живописцев МСХ
Департамент градостроительной политики г. Москвы, ГБУ «Мосстройинформ»
представляют выставку
«КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ГОРОДА. КОРИФЕИ И МАСТЕРА МОСКОВСКОЙ ШКОЛЫ ЖИВОПИСИ ХХ- ХХI веков»
1 — 14 февраля 2017 г.

В. Глухов.
Председатель Правления МСХ,
Председатель Правления ТМЖ,
Народный художник РФ,
Действительный член РАХ

МОСКОВСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ. УРОКИ ИМПРЕССИОНИЗМА.

Споры среди художников и искусствоведов о том, что называется «московской школой живописи», и существует ли она вообще, ведутся уже не одно десятилетие. Впервые я с этим столкнулся, кажется, в середине восьмидесятых. Тогда при формировании выставок часто обсуждалась проблема разницы московской и ленинградской частей экспозиции на республиканских и всероссийских художественных выставках. И, надо сказать, действительно, работы ленинградцев в целом были более аскетичны и сдержаны по цвету, московские же более мажорные и цветные. В тоже время, нельзя не отметить, что среди ленинградцев были исключения. Но они тогда в ленинградской художественной среде воспринимались как белые вороны.
Московская школа живописи появилась, несомненно, под влиянием идей импрессионизма на основе увлечения пленэрной живописью. В начале двадцатого века эти влияния активно проявляются в работах таких русских художников, как П. Петровичев, Л. Туржанский, В. Бялыницкий-Бируля, И. Грабарь, К. Юон и ряд других. В ранних увлечениях представителей «Бубнового валета» приёмы импрессионизма перекликаются и перемешиваются с элементами фовизма и даже кубизма.
В тридцатые годы эти явления во многом были административно подавлены идеологизированной властью. Однако, с середины тридцатых годов в Крыму в селении Козы был организован филиал Московского художественного института для летней практики студентов. Особенное значение филиал имел с 1937 по 1948 годы, когда директорами Суриковского института были назначены И.Э. Грабарь, а затем и С.В. Герасимов.
При них организуются ежегодные летние практики студентов живописного факультета, инициировал которые И. Чекмазов. В.В.
Фаворская вспоминает: «В течение 20 лет из года в год мы ездили с ребятами в Козы и жили с ними общей жизнью. Новым для студентов и для нас оказалась постановка обнажённой натуры на пленэре — случай в преподавании живописи небывалый и особенно ценный тем, что сразу избавил наших учеников от обычной в условиях мастерской привычки писать обнаженное тело «телесными красками». Постепенно были установлены и проверены на практике новые, не известные ранее программы заданий на пленэре…»
Практики в Козах повлияли на художественное формирование многих ныне признанных мастеров, в том числе: В.И. Иванова, И.В. Сорокина, Э.Г. Браговского, В.И. Переяславца.
В конце 1950-х — начале 1960 годов идеи импрессионизма появляются вновь и оказывают сильное влияние на московских живописцев. Наряду с художниками-представителями «сурового стиля», получает развитие, так называемое направление «московских импрессионистов». Об их искусстве не ведут горячих споров, но именно этих художников сегодня считают создателями московской школы живописи, среди них: Е. Зверьков, И. Попов, А. Папикян, А. Тутунов, А. Суровцев, А. Подколзин, Н. Тужилин, В. Фёдоров, К. Фридман, Ф. Глебов, В. Гаврилов, М. Бирштейн, Н. Передний. Многие из них участвовали на одних выставках, были знакомы и непосредственно общались с П. Кончаловским, Р. Фальком, А.Осмеркиным, А. Пластовым. Большую роль в становлении этих художников сыграли поездки на Русский Север, а также работа в творческих потоках, организованных Союзом художников в Дом творчества в Переславль-Залесский, творческим руководителем которого долгое время был А.А. Тутунов. Да и в работах художников «сурового стиля» — В.И. Иванова, П.П. Оссовского, В.Е. Попкова, Н.И. Андронова, П.Ф. Никонова, Т.Т. Салахова — влияние импрессионизма присутствовало даже в больших станковых произведениях, особенно раннего периода творчества.
Сегодня работающим художникам, на мой взгляд, необходимо помнить и творчески использовать те достижения, которые оставили нам мастера 1960-х, ориентируясь на высокое искусство их работ. Поднятые здесь проблемы явились поводом для организации данной выставки. Окружающая нас природа, городская и сельская среда являются бесконечным источником вдохновения для художников. По произведениям тех живописцев, кому удастся правдиво и высокохудожественно передать портрет сегодняшнего времени, наши потомки будут судить о том, как мы жили, какими были наши идеалы.
Я намеренно не перечисляю фамилии современных художников-участников основной части экспозиции выставки. Кто из них мастера — пусть решит время.