2023 январь

Музей истории постмодернизма

Итак, через несколько дней  прекратит свою работу выставочный проект “Союз нерушимый”, задуманный и реализованный одним из наших творческих cоюзов — Творческим Союзом художников России (ТСХР) в чреве и совместно с Музеем Современной истории России, по-прежнему, известном большой части населения как Музей Революции.
Говорят, и другие «Большие Союзы» хотели отметиться участием, да неизвестно чего забоялись. Если так, это не пошло на пользу ни проекту, ни Союзам тем более.
От иных творческих объединений Творческий Союз художников России отличается заметностью своих проектов и даже сложные прошедшие годы, годы пандемии и СВО, не изменили этого.
Мы видели и  «Красную волну» и «Союз нерушимый».
Как понимает наш читатель, нам не особо милы постмодернистские проекты. Собственно, наш журнал работает над тем, чтобы ускорить стирание влияния Постмодерна на изобразительные практики.
Выставка, неожиданно, как бы указывая иным проектам путь, привлекла внимание не только зрителя, но и критиков.
Почему?

Многие издания, да, собственно, большинство, поспешили объявить проект именно постмодернистским. А, что тут думать? Пристрастие руководства ТСХР к современным практикам не оставляет шансов – современный, значит, постмодерн.

2018 октябрь

Опыты модернизма. История лабораторий гармонии
Мы не раз говорили о учебных заведениях модернизма (BAUHAUS, ВХУТЕМАС). В них не только учили, но и вели творческую и исследовательскую работу. Но существовали в нашей стране и институции, где сначала вели исследовательскую работу, а уже потом, и иногда, учили в общепринятом смысле этого слова. Этакие НИИArts.
Что это и как они появились, чем занимались? Вот краткая справка.
На рубеже 10-20-х годов ХХ века, взбудораженное общим течением дел, активизировалось, т.н. НОВОЕ ИСКУССТВО. Этому немало способствовали и новые власти. Большевики , на первых порах, поддерживали развитие такого искусства, принимая его, как альтернативу всму старому. Объемы и масштабы художественной практитки всех возможных направлений Нового Искусства стремительно наростали и потребовали не только и не столько , собственно, учебных заведений, сколько аналитических и исследовательских центров, могущих взяться за изучение и координацию уже свершившегося культурологического факта. 
Создания таких структур требовала логика развития искусства, поскольку за десятилетие существования левые модернистские течения успели весьма значительно эволюционировать. Очевидно, первым и, если можно так сказать, главным среди радикальных течений был кубизм, увлечение которым прежили многие русские мастера авангарда.
Рядом крепли футуризм и неопримитивизм. Примерно, в 1912 году в искусстве возникают новые тенденции: Филонов выдвигает идею «аналитического искусства«. Малевич теоретизирует нащупанные эмпирически основы супрематизма, Татлин, Родченко — конструктивизма. Матюшина занимают идеи нового «пространственного реализма«. 
Новые тенденции нуждались в теоретическом обосновании. Российская же художественная критика была неподготовлена к объективному восприятию современных художественных процессов.

Татлин. «Матрос(Автопортрет). 1911

Немаловажную роль играло и убеждение, которое разделяли большинство пионеров авангарда: развитие пластической формы имеет внутреннюю логику, и ее анализ позволяет определить характер эволюции искусства в будущем. Им виделся художник — исследователь мира, задача которого состояла в выявлении и удалении всего случайного. «МИРОВАЯ ЛИНИЯ» развития должна была «пройти» через себя.

И почти одновременно такие институции были созданы в двух крупнейших городах, Петрограде и Москве.

Родченко и Варвара Степанова. 20-е годы.

 

 

 

 

Л.М. Лисицкий (Эль-Лисицкий). Плакат-афиша. 

В Москве это был ИНХУК (Институт художественной культуры (1920—24)), научно-исследовательская организация в области искусства и, одновременно, творческое объединение живописцев, графиков, скульпторов, архитекторов, искусствоведов. Он был организован в Москве в марте 1920 при Отделе Изо Народного Комиссариата Просвещения. 
         За несколько лет работы ИНХУК многократно модернизировался: менялись общее направление его работы и организационная структура, обновлялись состав и руководство. Будучи тесно связан с творческими и учебными организациями (ВХУТЕМАС, ЛЕФ), ИНХУК стал дискуссионным клубом и теоретическим центром художественной Москвы.
Первоначально его деятельность проходила под влиянием «левых» течений в изобразительном искусстве (например, беспредметничества), ставилась задача исследования формальных средств различных видов искусства (музыки, живописи, скульптуры и др.) и особенностей их воздействия на зрителя (программа В. В. Кандинского). В 1921 в ИНХУК произошло размежевание между сторонниками этой формальной программы и теми, кто стремился применить в повседневной практической деятельности результаты экспериментов в области художественного творчества. С 1921 ИНХУК, развивая идеи ЛЕФа, занимался теоретической разработкой проблем Конструктивизма и производственного искусства, вёл экспериментальную работу в области художественного конструирования, участвовал в составлении учебной программы ВХУТЕМАСа.
         В ИНХУК сформировались такие личности как Н. А. Ладовский и А. А. Веснин, возглавивших два наиболее значительных направления в советской архитектуре 20-х гг., и возникли первые организационные формы (рабочие группы) созданных позже архитектурных творческих группировок Аснова и ОСА. Активными деятелями ИНХУК были А. В. Бабичев, О. М. Брик, Л. М. Лисицкий, Л.С. Попова, А. М. Родченко, В. Ф. Степанова.

 

Примерно в эти же годы близкие по характеру задачи ставились и решались в петроградском ГИНХУКе (Государственный институт художественной культуры (1923-27)).
Формально, согласно справке, подготовленной для каталога «Первой отчетной выставки Главнауки Наркомпроса» (Москва, 1925), ГИНХУК был основан в Петрограде в 1919 году.
Однако, реально его созданине было более многоступенчатым , чем у московского «собрата».
На музейной конференции, состоявшейся 11 февраля 1919 года, была подтверждена организация Музея художественной культуры (МХК). Директором был назначен Н.И.Альтман. Живописный отдел МХК открылся 3 апреля 1921 года. Несколько позже в Музее были открыты отделы рисунка, иконы и художественной промышленности и, лишь с 1922 года, при Музее началась систематическая исследовательская работа.
В 1923 году ГИНХУК был утвержден Совнаркомом как государственное учреждение. Директором ГИНХУКа был назначен К.С. Малевич. В нем были организованы отделы по исследованию: общей идеологии (П.Н.Филонов, позднее Н.Н.Пуни); материальной культуры (В.Е.Татлин); живописной культуры или формально-теоретический (К.С.Малевич); органической культуры (М.В.Матюшин) и экспериментальный (П.А.Мансуров). Музей, ставший «праматерью» института, был переименован в Музей живописной культуры и функционировал в рамках ГИНХУКа.
Несомненно, здесь два основных ядра составляли группы Филонова,Татлина и, только что перебравшиеся в Петроград из Витебска, Утвердители Нового Искусства (УНОВИС) под предводительством Малевича (прежде всего, вероятно, Илья Чашник, Николай Суетин, Константин Рождественский, Анна Лепорская). Основное внимание самого Малевича в эти годы было сосредоточено на архитектуре. Он перевел супрематические принципы формообразования в реальные объемные модели, получившие название «архитектонов». Архитектоны в форме объемных моделей формулировали концепцию новой архитектуры, в основе которой лежит пространственная динамика элементарных геометрических объемов. Они должны были стать проектами нового большого стиля, способного охватить все сферы духовной и материальной жизни человечества.
Другие cупрематисты сосредоточились на станковом искусстве и дизайне промышленных предметов, в частности, фарфора.

Чашник. Супрематическая композиция. х.м.

 

Несмотря на то, что существование ГИНХУКа, в силу ряда объективных причин, носило, пожалуй, чуть более камерный характер, чем разветвленная деятельность ИаНХУК (здесь шире круг проблем и такие «крупные» виды как реальная архитектура) и существование обоих институций было сравнительно недолгим, оба этих учреждения сыграли неоценимую роль в развитиии современного искусства. Мастера, работавшие в них, или связанные с ними, перемещаясь между городами и постепенно тяготея к Москве, составили звездную цепочку имен «апостолов» модернизма, «отцов» современного дизайна, как универсальной художественной практики.
Закрыты были оба этих учреждения примерно по одному поводу: по обвинении в бессмысленной трате госсредств. 
Может быть, это и несовсем несправедливая формулировка, а, может быть, все это еще не раз «выстрелит», «прихлопнув» эстетические практики постмодерна. Нам кажется, что-то вещует возврат к более серьезныим заимоотношениям с окружающим миром. Нам кажется, наигрались…

Андрей Мартов

 

снова вместе?


19 апреля в Центральном Доме художника открылся Московский международный художественный салон ЦДХ-2018 «СНОВА ВМЕСТЕ».

Организаторы: Международная ассоциация общественных объединений союзов художников (МАСХ), Всероссийская творческая общественная организация «Союз художников России» (СХР), ООО Выставочное объединение «Центральный Дом художника» (ЦДХ), при поддержке Министерства культуры РФ.
В церемонии торжественного открытия приняли участие заместитель министра культуры РФ В. Аристархов, президент Российской Академии художеств З. Церетели, председатель Союза художников России А. Ковальчук, вице-президенты Российской Академии художеств Т. Салахов и В. Калинин, председатель Московского Союза художников В. Глухов, председатель Московского отделения СХР Н. Боровской, гендиректор РОСИЗО С. Перов, руководитель Фонда развития современного искусства И. Демидов и др. Международный художественный салон ЦДХ-2018 «Снова вместе» объединяет союзы художников стран, ранее входивших в состав СССР. Это республики Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Россия. Традиционно участниками Салона являются и союзы художников двух крупнейших российских городов Санкт-Петербурга и Москвы. В экспозиции представлены произведения известных мастеров изобразительного и декоративного искусств и творчество молодых художников. Таким образом, площадка Центрального Дома художника вновь предоставляет возможность познакомиться с искусством стран – участниц Салона и проанализировать основные тенденции в развитии живописи, скульптуры, графики и декоративного искусства.

VR


В Центре Современного искусства МАРС (Москва) продолжается (до 15 Мая) выставка «Я — ВОЛНЕНИЕ И НЕИЗВЕСТНОСТЬ».

Здесь на зрителя надевают VR-шлем и отправляют в виртуальное путешествие, каждый шаг в котором – это и сложный выбор, и возможность ответить на извечные вопросы.

иван шультце


С 27.01 до 27.03.2018
«Центр Искусств. Москва», Фонд им. И.Ф. Шультце
представляют
«СВЕТОВАЯ СИМФОНИЯ ИВАНА ШУЛЬТЦЕ»

Выставка художника, ставшего основоположником «Магического реализма»

Иван Шультце творил в ХХ столетии и учился у известных вам Архипа Куинджи и Константина Крыжицкого. Любимец семьи Романовых получил всемирное признание при жизни, но после смерти в Ницце стал позабыт на долгие годы. Он писал пейзажи, полные магического реализма. Даже побывал в арктической экспедиции на острове Шпицберген, где создал немало работ.