2023 январь
Музей истории постмодернизма
Итак, через несколько дней прекратит свою работу выставочный проект “Союз нерушимый”, задуманный и реализованный одним из наших творческих cоюзов — Творческим Союзом художников России (ТСХР) в чреве и совместно с Музеем Современной истории России, по-прежнему, известном большой части населения как Музей Революции.
Говорят, и другие «Большие Союзы» хотели отметиться участием, да неизвестно чего забоялись. Если так, это не пошло на пользу ни проекту, ни Союзам тем более.
От иных творческих объединений Творческий Союз художников России отличается заметностью своих проектов и даже сложные прошедшие годы, годы пандемии и СВО, не изменили этого.
Мы видели и «Красную волну» и «Союз нерушимый».
Как понимает наш читатель, нам не особо милы постмодернистские проекты. Собственно, наш журнал работает над тем, чтобы ускорить стирание влияния Постмодерна на изобразительные практики.
Выставка, неожиданно, как бы указывая иным проектам путь, привлекла внимание не только зрителя, но и критиков.
Почему?
Многие издания, да, собственно, большинство, поспешили объявить проект именно постмодернистским. А, что тут думать? Пристрастие руководства ТСХР к современным практикам не оставляет шансов – современный, значит, постмодерн.
Увы, понимание текущих процессов мировой культуры, особенно процессов в нашей стране у большинства людей , привыкших считать себя знатоками культуры, отстаёт от реальности. Вернее, они хотят видеть привычную действительность.
А никто не дёргал ручку стоп-крана. Время не остановилось “на пике современности”, более того, современность неостановима. Мы едем дальше.
Россия сегодня играет новую, для своего очередного воплощения роль. Роль эта предусматривает широкое участие в переформатировании мира, к которому все привыкли. А это, для нашего журнала, прежде всего мир постмодерна и постмодернизма. В известном смысле, снова «Наш паровоз вперёд летит…». Это так,пусть это и не хочет замечать согревшаяся наверху «элита».
А надо бы. Новые времена могут сопроводить на выход.
Руководство ТСХР, при том, что многое в деятельности Союза нам не близко, всю свою новейшую историю, чувствовало современность.
Не подвело чутьё и сейчас.
У нас есть множество замечаний и придирок к самой экспозиции, к работам, многие их которых, явно «второго ряда», но мы понимаем, как трудно получить вещи из «первого».
Мы благодарны за «вскрытие» законсервированных недр МСИР, за показанных, чуть ли ни впервые работы Петрова-Водкина, Нисского, за заброшенного Бродского и даже за утомившего унылого Рабина.
Мы благодарны за их встречу, которая и есть идея выставки, как нам видится.
Как известно, есть разные времена. Пришло время собирать камни. Начинать собирать.
Пора понять, что наши история непрерывна, что наша история есть часть мировой, но, прежде всего она наша. И наше искусство – наше. Какое есть, какое было.
Вот это и чувствует руководство ТСХР, как бы они ни относились к Советскому периоду. Видно, что отношение сложное, но это пройдёт.
Советский период ни с какой точки зрения не отличается от любого другого периода жизни России.
Скорее поймём, скорее примем это, приблизим внутреннюю гармонию и умножим силы.
Со своей стороны, надеемся на продолжение тенденции вброшенной, возможно невольно, ТСХР.
Надеемся увидеть огромную выставку в Манеже, например, с работами только первого ряда, с непрерывной лентой достижений, которые были, прежде всего, для нас. Наше искусство, прежде всего для нас. Его попадание и соответствие выдуманным «мировым тенденциям» интересно, но не более. Это вторично для отношений между нами как нацией и нашим искусством.
И место выбрано точно — постмодернизм уходит в историю, м и там ему найдётся место. В общем вагоне.
Ещё раз спасибо ТСХР за попытку возвращения этой несложной, казалось бы мысли.
Заимствовать, подсматривать, вдохновляться можно и нужно, повторять — не надо. «Догонять» бессмысленно.