2017. Июнь
Не совсем об искусстве, но и о нём.
Времена, в которые живут и умирают, выбирать не принято. В этой аксиоме содержится все мировые мифологеммы о судьбе, карме, промысле и прочем…
Всё это так, но не заповедано нам попытаться проанализировать видимое и данное нам в ощущениях.
К сожалению,о внутренней логике подавляющего большинства окружающих нас явлений трудно высказаться комплиментарно.
Более того, совокупность этих явления и ощущений позволяет говорить о немногочисленных, но устойчивых трендах, суммировавших за прошедшие пятьдесят лет многовекторные, некогда, пёстрые, разнообразные пути цивилизационного развития.
Со второй половины XVIII века, вслед за разворачиванием промышленной революции, много писалось о возрастающей власти материального (банальных денег), о вытеснении ими ценностей высшего порядка из сознания все более многочисленных групп внутри человечества.
Мыслители не сходились в определениях этих групп, в оценке их роли в исторических процессах, в доле воздействия низменных интересов на принятие решений, но, судя по многочисленным письменным свидетельствам, тренд был нащупан верно.
Апогея эти тенденции достигли к Первой Мировой войне, что, во многом, определило её беспощадное течение и, невиданные дотоле, применяемые средства.
Слишком велики стали, те самые, низменные интересы, Слишком мало места осталось интересам духовным и их производной – традиционному гуманизму, завещанному Новому времени Ренессансом.
Отвоевав, потравившись газами, захлебнувшись в толпах калек Старый мир с новым энтузиазмом включился в гонку за материальным. Правда, в огне мировой войны возникла неожиданная реальная альтернатива – социализм, бывший до того уделом маркиза Сен-Симона.
Разбор реальных практик построения СССР (как флагмана социализма) не является предметом этой заметки. Кому-то это кажется ужасным ( и у него есть основания так считать), кому-то – достойным восхищения ( и основания, также, имеются).
Главное – была декларирована жизнь соориентированная на «верхние чакры», если можно так сказать. Некий, как это ни покажется странным, откат к ценностям далёкой духовности.
Идеал не состоялся в очередной раз, но что-то было достигнуто. На наш взгляд главным достижением красного проекта в эпоху прохождения им условного зенита был запрет на ложь.
Нам будут возражать, но никакие возражения не отменят того факта, что детей социализма поголовно воспитывали на примерах неприятия лжи. Другое дело, что не до всех удавалось достучаться, да и ложь, в определённом проценте есть фактор существования человечества и с этим определённым процентом ничего не поделать.
Народным языком можно описать постулируемые модели поведения пословицей «назвался груздем, полезай в кузов».
C «груздями», отказывающимися следовать пословице поступали жёстко. Это, правда.
Но продолжалось это исторически недолго и, как только другая тенденция, исподволь, развиваемая в параллельном мире проникла на территории царств, хранимых жёсткой, но простой логикой, они не устояли.
Итак, нам представляется, что основным фактором, влияющим на современное состояние дел в мире, является, отнюдь не экономика (она, собственно, никогда не была таковым фактором, развиваясь и процветая под крылом фактора Силы), но Ложь, ставшая повседневностью, ненаказуемой привычкой, образом мышления и его материализации – жизни человечества.
Врали, конечно, всегда, но всегда тайком. Мощным бастионом в стратегии борьбы с ложью выступали мировые религии. Не случайно, одним из первых снарядов, давно, выпущенных модернизаторами сознания, еще в стародавние времена, стал снаряд атеизма.
Бомбардировка не прекращается до сих пор. Более того, нарастает.
На понятных нам примерах хорошо видно, что с точки зрения, например, 1987 года, Отец Павел Флоренский был в глазах общества рыцарем истин, сложнейшей личностью и примером самоотверженности (хотя, справедливости ради, признаем, что и тогда мало кого интересовала действительная сложность личности О. Павла)…
Сегодня – он просто строчка в нужной статистике. Мёртвый солдат, рекрутированный навечно.
Т.е., следует признать, что разговоры 1987 года, уже, были ложью, не ошибкой, не заблуждением, но оружием воздействия на умы. В мировозренческом, философском смысле слова. Сегодняшние страдания — ложь (оружие) более низкого уровня (поддерживающего), отчего она не становится правдой. Священник Флоренский — её невольная часть.
С той поры прошло исторически немного лет, но в масштабе жизни человека – много. Тридцать лет.
Властители дум восьмидесятых – дети, по сравнению с современной индустрией лжи.
Ложь завладела мировой политикой. Дело не такое новое — декабристы, пробуждая вруна-Герцена, врали сами себе, а нам врали о декабристах….
Когда-то, Черчилль врал о невозможности открытия второго фронта, а Гитлер о защите европейской цивилизации.
Хороши защитники цивилизации, сжигающие книги и людей в печках.
Хороши адепты мировых истин, бесстыдно и официально продлевающие запреты на раскрытие информации о причинах Войны…
Ну, что политика? Врать в предвыборной программе – норма довольно давняя. Простим им их пробирки, ценою в миллион жизней (хотя. любители прав обездоленных кошечек и «слезы ребёнка», задумайтесь о цифре..!)
В конце концов, это были только арабы.
Сегодня врут недавние мировые производители промышленной продукции, в словах которых сорок лет назад невозможно было усомниться.
Характеристики реализуемых на мировых рынках гаджетов, чаще всего, не соответствуют заявленным в промоушн-кампаниях.
И ничего. А, это — мировые бренды!
А, как врут Media! Фантастико!
Что там фейк-ньюс, информационные структуры, десятилетиями обретавшие ореол объективности, имеют теперь по несколько порталов на разных языках, которые не просто регулируют выдачу, тех или иных, актуальных для конкретного рынка новостей, но умудряются осветить на одну и ту же новость категогорически иначе!
Сфера культуры, с оформлением концепций постмодернизма, превратилась в царство голого короля.
Примечательно, что и в случаях с бесчисленными псевдоноваторскими (нанотехнологичными) голыми гамлетами и событиями на площади Тахрир слишком много общего. Там и там с игровой доски убран референт.
Участники не знают и не могут сформулировать свои желания. Nicolas Boileau-Despréaux с его «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает» забыт навсегда.
Бензина в огонь безумия подливают, отчего то, т.н. интеллектуалы (по крайней мере, их передовой медийный отряд) потоками ковровой, бездоказательной лжи под лозунгом «как всем известно»…
Произнёс это заклинание и разверзлись хляби, открылся сезам авторитетности — ври не хочу…
Всплыла и давняя тема денег. Нынешний потребитель «новых истин», как нынешний мент – жить любит хорошо. Нужды нет, что делать он, как правило, мало что умеет (это умение оставлено устаревшей индустриальной экономике), для него создаются специальные структуры, которые врут ему и окружающим, что он незаменим и платят за эту незаменимость приличное бабло.
В результате, филатовское: “Утром мажу бутерброд — / Сразу мысль: а как народ? / И икра не лезет в горло, / И компот не льется в рот! “.
В целом, мысль об убийстве референта нужно признать удачной и очень эффективной: в отсутствие критерия любой волюнтаризм становится жестом доброй воли, любая пакость получает шанс стать жестом художественным.
Неплохой некогда актёр, с надрывом стенает над, заслуженно обретённой судьбой невоспитанных пакостниц.
Спровоцированное подростковое хулиганство закрывается плачем «онижедети»…
На культурной поляне — своя ложь.
Искусствоведы пишут статью по поводу смело решённого, примитивистского изображения гениталий. Не археологи, нет, искусствоведы. Автор доисторического Icon bona может и премию получить.
Украденные деньги. странным образом, становятся причиной «эстетических» и«политических» гонений.
Мэр Города в первые дни правления, отчего то, отменяет утверждённый предшественником документ, хоть, в какой-то мере, защищающий статус работника культуры и его права на аренду средства производства (студии) и обещает быстро разработать новый, лучший.
Проходит семь лет, без малого. Нет нового документа.
Если документ был пустяковым, зачем было торопливо его отменять, если важным, то где новый, лучший?
Очевидно, что и, в целом, многословие во славу культуры – ложь.
Жить становится скучно: на все вопросы остался один ответ: бабло ( только падежи меняются)
Почему так активно и торопливо улучшают (что, часто сомнительно) городскую среду? Осваивают бабло.
Почему вторгаются бомбят чужие города?
Защищают и умножают бабло.
Почему, вопреки фактам, врёт этот достойный человек?
Хочет бабла.
Отчего написали и издали отвратительнцю книгу? Зачем?
Искали бабло.
Зачем это человек занял свою активную гражданскую позицию?
За баблом.
Почему безобразничает и хамит этот гражданин?
Много бабла.
Отчего не торопятся поймать преступника центурионы?
Мало бабла.
Отчего так красноречив адвокат преступника?
Видит бабло.
Остаётся, по-детски, спросить: «а, отчего ветер дует?», но страшно узнать ответ….
Елена Иксакова